Бетховен оставил после себя 722 сочинения, среди них – девять симфоний, пять фортепианных концертов и 18 струнных квартетов. А еще – образ страстного, почти до безумия, творца, из последних сил противостоящего злой судьбе. Пафос и искреннюю грусть этого идеального романтического героя, который гораздо больше, чем человек, мы продолжаем осмысливать до сих пор.
Бетховен же как человек часто видится нам пораженным в этой борьбе: глухой, отягченный личными невзгодами, с дурным характером.
Инсталляция в Бонне
Пожалуй, ни один композитор в мире не удостоился такого количества памятников как Людвиг ван Бетховен.
Искусствовед и автор книги «Образы Бетховена» насчитал больше ста монументов в 54 городах на всех пяти континентах. А сколько бесчисленных бюстов стоит в консерваториях, захудалых концертных залах и пахнущих старым паркетом музыкальных школах.
Первый был установлен 12 августа 1845 года в Бонне, на центральной площади Мюнстерплац, неподалеку от родного дома композитора. Вроде ничего особенного: сердитый бронзовый мужчина в свободном плаще. Похож на тысячи монументов разным историческим личностям, раскиданных по Европе.
В прошлом году на этой же площади запустился проект «Unser Ludwig. Bürger für Beethoven» – «Наш Людвиг. Граждане для Бетховена». Инсталляция современного скульптора Оттмара Хёрла занимает более тысячи квадратных метров у подножия монумента Бетховена.
Скульптор противопоставил привычному мрачному образу композитора множество улыбающихся скульптур, высотой в метр, выполненных как в традиционном зеленом цвете, так и в игривом золоте.
Оттмар Хёрл подталкивает нас еще раз задуматься и, возможно, пересмотреть свой взгляд на образ великого композитора: «Я хочу дать людям стимул для общенияи предлагаю им сформировать новую идею Бетховена».
В венском Доме сецессиона сейчас можно увидеть «Бетховенский фриз», созданный Густавом Климтом по мотивам Девятой симфонии. Это произведений венского модерна было создано как временное для выставки 1902 года, посвященной композитору. Также зал украшала статуя композитора работы Макса Клингера.
Грациозная орнаментальная симфония, длиною около 34 метров, рассказывает историю золотого рыцаря, отправившегося на борьбу со злом.
«Проект Бетховен» в Гамбурге
Знаменитый гамбургский балетмейстер Джон Ноймайер в этом году тоже признается в любви Бетховену. По его словам, он в течение многих лет думал о создании балета на музыку великого композитора, а юбилей – хороший повод воплотить планы в жизнь.
В новом балете «Проект Бетховена», который он поставил в своем театре в Гамбурге, Ноймайер не ставит задачей рассказать биографию композитора: «Вместо сюжета балет сочетает в себе фрагменты музыки. Это симфонический балет, сформированный вдохновившей меня музыкой Бетховена и моим субъективным хореографическим откликом».
Unsterbliche Geliebte
Бетховен оставил после себя множество эпистолярных свидетельств: от личных писем до так называемых «разговорных тетрадей», с помощью которых композитор общался с окружением, когда полностью оглох. Эти документы не раз выходили сборниками, в том числе на русском языке.
Несмотря на то, что специалисты постоянно жалуются на почерк композитора, расшифровать письма им все же удается. Документы проливают свет на личность автора и природу его тревоги.
Например, в своем «Гейлигенштадтском завещании», написанном в приступе отчаяния от осознания наступающей глухоты, Бетховен рассказывает о причинах своего дурного характера: «О вы, люди, считающие меня злонравным, упрямым или мизантропичным - как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. /…/ Вот уже шесть лет я пребываю в безнадежном состоянии, усугубленном невежественными врачами…».
Но остается и немало загадок. Например, кто такая Элиза, которой Бетховен посвятил знаменитую фортепианную пьесу-багатель No. 25. Кажется, её могут сыграть даже те, кто никогда серьезно не учился музыке.
Или кто скрывается под обращением «бессмертная возлюбленная» в письмах композитора от 6-7 июля 1812 года, найденных у него в столе: «Здравствуй! Едва проснулся, как мысли мои летят к тебе, бессмертная любовь моя! Меня охватывают то радость, то грусть при мысли о том, что готовит нам судьба».
Бетховен в кино
Совсем не похож – именно так можно сказать про Гарри Олдмена в роли Бетховена. Но «Бессмертная возлюбленная» стала одной из самых любимых лент о композиторе во многом благодаря выдающемуся таланту актера. Фильм дает свою версию адресата знаменитых любовных писем.
Картина «Переписывая Бетховена» предлагает свой взгляд на то, как проходила работа над Девятой симфонией.
Фантазия создателей фильма подарила композитору очаровательную ассистентку в исполнении Дианы Крюгер. По задумке авторов именно она помогала окончательно потерявшему к тому времени слух композитору дирижировать своим великим произведением на премьере, а не Михаэль Умлауф.
Неудивительно, что Бетховена обожают режиссеры. Его музыка звучит «К радости» у Бергмана, «Заводном апельсине» Кубрика, «Лобстере» Лантимоса, «V значит Вендетта», «Лекции 21» и даже в фильме «Миссия невыполнима».
Восьмую «Патетическую» сонату можно услышать в картинах «Эпоха невинности» Скорсезе и «Перед рассветом» Линклейтера, а Пятый концерт для фортепиано «Император» – в «Обществе мертвых поэтов».
Седьмая симфония звучит в фильмах «Собачье сердце» и «Король говорит», Девятая симфония – в «Эквилибриуме».
Это, конечно, лишь малая часть списка.
Перечислить же картины с сонатой № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2, названной Людвигом Рельштабу «Лунной», и вовсе невозможно. Это и «Пианист» Полански, и «Револьвер» Гая Ричи, и «Признании опасного человека» Джорджа Клуни.
Оригинальнее всего с ней обошелся Дэвид Линч: в третьем сезоне культового сериала «Твин Пикс» американский режиссер замедлил сонату, изменив мелодию до неузнаваемости.
Гимн гимнов
Возможно, появлению cd-диска в современном виде мы обязаны Бетховену и его Девятой симфонии. Дело в том, что именно ее длительность была ориентиром при создании нового формата цифрового носителя, определив его объем.
По легенде, вице-президент корпорации Sony, сам музыкант, высказал идею, что диск должен быть такой длины, чтобы вместить это произведение Бетховена.
Наиболее продолжительным исполнением симфонии на тот момент была запись под руководством Вильгельма Фуртвенглера — 74 минуты.
Некоторые считают, что это очередная байка, выдуманная пиарщиками. Как бы то ни было, в мае 1980 года была установлена продолжительность cd-диска в 74 минуты.
Последняя симфония Бетховена с текстом Шиллера «Оды к радости», исполняемым хором в последней части, стала вершиной гения.
Её неизбывный пламенный пафос часто приходил на помощь, когда надо было сплотить людей, не так важно для чего. Так Девятая симфония часто исполнялась на больших торжествах в «Третьем рейхе». А уже после окончания Второй мировой войны в Восточной Германии её исполнение стало обязательным номером программы празднования 1 мая и 7 октября. Вильгельм Пик, президент ГДР, и вовсе собирался черпать в симфонии силы «для борьбы с американским империализмом».
А в 1972 году 4-я часть Девятой симфонии Людвига ван Бетховена стала официальным гимном Европейского Союза. Чтобы не никого не обидеть, текста у гимна нет, только интернациональный язык музыки.