Если бы нью-йоркские женщины (столь влюбленные в туфли) знали Пьера Янторни, им бы сделалось дурно. Куда там Маноло Бланику, Кристиану Лубутену или Джимми Чу! Туфли французского сапожника были, по его словам и по его воле, самыми дорогими в мире! Он «творил» обувь как произведения искусства.
Родом из Италии Пьер Янторни перехал во Францию в 1891 году в возрасте 17 лет, а к середине 20-х годов стал одним из самых знаменитых портных региона. Самые богатые жители края были в числе его клиентов.
В музее обуви наиболее интересным экспонатом коллекции является туфля, сделанная из перьев японских птиц толщиной 1,5 мм, над которой Янторни трудился полгода. Но для него они были шедевром, а не товаром.
Пьер Янторни, никогда не умевший читать и писать, был фанатиком. Он всегда требовал совершенства как в своих творениях, так с точки зрения понимания своей профессии. Он хотел создать школы для юных обувщиков. Он мечтал о музее обуви, где «будущие поколения могли бы любоваться моделями прошлого».
Тринадцать моделей обуви поступили из частной коллекции Дома обуви компании «Лор Бассаль» в городе Роман, а ряд экспонатов – из нью-йоркского музея искусств «Метрополитен».
Наряду с известной «Туфлей из перьев», здесь представлено еще несколько десятков замечательных предметов, созданных в эпоху, когда кутюрье, как например, Поль Пуаре, круто меняли моду, укорачивая платья и открывая туфли, в результате чего обувь становилась полноправным объектом моды.
Когда Пьер Янторни обосновался на Вандомской площади, где сейчас находится ювелирный магазин «Бушрон», одна богатая американка заказала ему триста пар по двадцать пять тысяч франков.
Правильно, потому что он был настоящим мастером, знающим своё ремесло доведённое до уровня искусства, от и до. А не дизайнер, который только вид придумывает не ломая голову как это будет делаться и уж тем более не производя хотя бы первую пару обуви самому. Впрочем, те времена настоящих мастеров прошли, когда не умеющий читать-писать обувщик был оценен по тому, что он делает, а не по тому какие у него связи, кто его родители и в каком "престижном" заведении он учился. Сегодня во Франции осталось очень мало умеющих работать без использования компьютера и автоматов для обработки кожи, прошивки и т п. Школы обувщиков-то есть, но лишь единицы смогут пусть даже не создать шедевр, но хотя бы пошить хорошую обувь оставь их только с теми инструментами которые использовали Янторни, Вивье, Перуджиа, Феррагамо и другие великие. А всё потому, что мастера уходят и замены им всё меньше и меньше. Увы, мечта Янторни не претворилась в жизнь.