Во Владимире, как правило, туристы ограничиваются осмотром трех основных памятников белокаменного зодчества XII века: Успенского собора, Дмитриевского собора и Золотых ворот.
Успенский собор, Владимир
В Успенском соборе все тут же устремляются найти фрески, написанные Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Безусловно, они значимы, но в погоне за ними можно упустить несколько важных работ еще домонгольского периода.
Одна из интересных – павлины и орнамент в Северной галерее. Это роспись аркатурно-колончатого пояса первоначального храма 1158–1160 годов постройки. Европейские мастера, видимо, и правда приложили руку к созданию Успенского собора, ведь павлин – редкость для Руси, а его явно писал человек, видевший птицу живьем. Собор был сожжен Батыем в 1238 году с тысячей горожан, укрывшихся в его стенах. Павлины уцелели в этом пожаре.
Следом за павлинами стоит обратить внимание на растительные орнаменты, написанные во времена Всеволода Большое Гнездо. Они расположены под хорами и тоже чудом уцелели во время нашествия Батыя.
И уже дальше – фрески Андрея Рублева и Даниила Черного. Площадь фресок составляет не менее 300 квадратных метров, их легко обнаружить на центральном своде. Мастера написали канонические сюжеты: Страшный суд, Шествие праведных в рай и лоно Авраамово.
Дмитриевский собор, Владимир
Дмитриевский оправдывает звание собора: места, где люди собирались и обсуждали все новости. Можно провести целый день, рассматривая внешние узоры Дмитриевского собора, но стоит зайти и внутрь. Собор внутри начисто выбелен, там есть лишь две фрески: обе XII века, но одна выполнена византийскими мастерами, а вторая – русскими. Невероятно увлекательно сравнивать их, выявлять отличия и расставлять акценты. Кажется, рассматривая эти работы, можно понять что-то важное о русской душе.
Изобилие религиозных зданий Суздаля может ошеломить. Куда ни глянь, везде маковки церквей и остроконечные шпили колоколен. Город полностью оправдывает звание музея под открытым небом.
Многие церкви и соборы внутри начисто выбелены, и в них нет ничего, кроме икон; другие расписаны в конце XIX века, и эти росписи во многом повторяют друг друга.
Чтобы увидеть самое интересное, попробуйте пройти таким маршрутом: Богородице-Рождественский собор, собор Ризоположения, Смоленская церковь и, наконец, Спасо-Евфимиев монастырь.
Богородице-Рождественский собор, Суздаль
Богородице-Рождественский собор Кремля невероятно богат в плане декора. На входе обращают на себя внимание Западные златые ворота, изображения на которых выполнены в технике огневого золочения. Это уникальный пример прикладного искусства XIII века. В паре с Западными выступают Южные врата. На черненых медных пластинах процарапаны заполненные золотом рисунки со сценами из Библии.
Рядом с Южными вратами можно обнаружить фрагменты фрески XIII века. На стене – своеобразный палимпсест: росписи разных веков накладываются одна на одну, нет стройной композиции, но есть очень четкое ощущение течения времени. Можно увидеть, как менялся стиль и тематика фресок, как наслаивались и перемешивались смыслы.
Интересное решение найдено для иконостаса. Великие христианские праздники, которые обычно изображаются во второй линии, вынесены на большие столбовые иконы. Здесь их можно рассмотреть вблизи, поразиться детальности изображений и почувствовать исходящее от них величие.
Ризоположенский монастырь, Суздаль
В Ризоположенском монастыре хочется задержаться подольше. Белая козочка мирно спит на солнечной лужайке, пахнет цветами, обильно растущими на клумбах. Монахини трудятся на маленьком ухоженном огородике. Гостиница из красного кирпича, похожая на духовную семинарию, утопает в зелени. В воздухе разлито спокойствие и тепло.
Собор Ризоположения притягивает внимание не сразу. Три его главы и эмали, украшающие стены, кажутся скромными по сравнению с самой высокой постройкой Суздаля – Преподобенской колокольней. Интерьер собора строг и лаконичен: начисто выбеленные стены, иконы и резные деревянные стулья. При посещении собора стоит иметь в виду, что он действующий, в нем проводят службы.
Обратите внимание на икону, посвященную пророку Илие. Она неприметно висит на стене слева от входа. На ней запечатлено вознесение пророка на огненной колеснице на небо. Это популярный ветхозаветный сюжет в Древней Руси: только истинно святых людей, без греха, Бог забирал живыми на небо. Икона с изображением Илии полностью убрана под серебряную ризу. На иконе висят кольца и сережки. Видно, что она важна для верующих: как правило, ювелирные изделия вешают только на особо чтимые иконы, чтобы отблагодарить за исцеление или помощь.
Спасо-Евфимиев монастырь, Суздаль
Далее отправляйтесь в Спасо-Евфимиев монастырь. Но прежде сделайте остановку в церкви Смоленской иконы Божией Матери. Она находится за воротами монастыря. Больше всего в интерьере поражает, что фрески как будто рождаются из беленых стен. На них изображен земной путь Иисуса Христа и его матери. С порога кажется, что в церкви пусто, но стоит сделать шаг внутрь и поднять глаза, картина тут же меняется. Белила служат своеобразной рамой для сохранившихся фресок, помогают сфокусироваться на них и рассмотреть детали.
Безусловно, Спасо-Евфимиев монастырь впечатляет размерами: на территории расположено полтора десятка зданий и музейных экспозиций. Его давно называют «суздальской Бастилией». Еще со времен Екатерины II и до 1968 года здесь находилась тюрьма. В первую очередь стоит сходить на экспозицию, посвященную узникам. За долгую историю в монастыре содержались еретики, декабристы, политзаключенные, военнопленные и даже дети. Мемориальные доски и фотографии – тоже своего рода фрески, и они могут поведать ничуть не меньше барельефов и икон. После такой экскурсии зайдите в Спасо-Преображенский собор на территории монастыря. Богатство его интерьеров легко сравнится с убранством Богородице-Рождественского собора. Завершить небольшую прогулку по Суздалю можно на смотровой площадке Спасо-Евфимиева монастыря. Отсюда как на ладони виден весь город.
Боголюбский женский монастырь, Боголюбово
По пути из Суздаля можно заехать в Боголюбово и, помимо храма Покрова на Нерли, посетить Боголюбский женский монастырь. На его территории расположена церковь Рождества Богородицы. Непосредственно к ней примыкает лестничная башня княжеского дворца. Это единственная в России гражданская белокаменная постройка XII века, сохранившаяся до наших времен. В переходе между церковью и башней – роспись с моментом убийства Андрея Боголюбского. Это случилось на ступенях лестницы, прямо по соседству.
Храм Покрова на Нерли – больше про него можно узнать на RUSSPASS – финальная точка маршрута. В церкви нет ни одной фрески, зато можно поднять голову вверх, посмотреть в барабан купола и через эту строгую вертикаль почувствовать духовную связь с миром. Ради этого ощущения можно еще не раз вернуться на Владимиро-Суздальскую землю.