Путь на Гору Левитана в Плёсе непрост: нужно подняться по узкой деревянной лестнице, часто в толпе таких же туристов с фотоаппаратами. Все спешат увидеть место, запечатленное на одной из самых известных картин Левитана, «Над вечным покоем».
Рядом с церковью – небольшая скульптура художника. Вот он изображает на холсте и церковь, и вид на Волгу. Правда, кое-что не сходится: вид-то совсем не тот.
Даже доказательств никаких не нужно: достаточно посмотреть на полотно – оно висит в Третьяковской галерее – и понять, что пейзаж здесь совершенно другой. Кажется, что на картине и вовсе озеро, а не Волга, как в Плёсе.
Это подтверждают и слова возлюбленной Левитана, художницы Софьи Кувшинниковой. Она говорила, что пейзаж «Над вечным покоем» написан с натуры во время их прогулок. Правда, жили тогда художники не в Плёсе, а в Тверской губернии.
Так почему же именно Плёс так стойко ассоциируется и с самим Левитаном, и с его знаменитой картиной?
Художник не просто любил эти места – он их прославил. А они прославили его. В 1888 году Левитан вместе Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым совершал речной круиз по Волге и Оке и случайно оказался в Плёсе. Левитану там понравилось настолько, что в итоге он провел в городе три сезона и написал 200 картин. Нет, «Над вечным покоем» среди них не было, работа над ней началась позднее, в 1893 году.
Тем не менее картину продолжают ассоциировать именно с Плёсом. Все дело в церкви. Работая над полотном, Левитан решил, что ему не нравится церковь на горе в Тверской губернии – та, что в Плёсе, на Петропавловской горе, выглядела уютнее. Так художник вписал плёсскую церковь в тверской пейзаж.
Однако если приехать в Плёс, подняться на гору и внимательно посмотреть на деревянную церковь посреди старинного кладбища, окажется, что и она отличается от той, что на картине.
Левитан и правда изображал другую церковь, Петра и Павла, которая была построена в 1561-м и сгорела в 1903 году. Долгое время гора пустовала, но в 1982 году из села Билюково Ивановской области сюда перевезли Воскресенскую церковь – похожую на ту, что изобразил Левитан, но все-таки немного другую. При этом Воскресенская церковь на полтора века младше «оригинала» – она была построена в 1699-м. Так и вышло, что место, которое так ассоциируется с картиной «Над вечным покоем», по сути, никак с ней не связано. И церковь не та, и пейзаж другой.
Но «настоящий» Плёс можно увидеть на других картинах Левитана. Там же, в Третьяковской галерее, – «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс». А та самая церквушка на горе изображена на полотне «Церковь в Плёсе».
В 1972 году в купеческом доме в Плёсе, где Левитан и Кувшинникова снимали комнаты, открыли дом-музей Исаака Левитана. Гору переименовали – из Петропавловской она превратилась в Гору Левитана.
Стоит только оказаться наверху и взглянуть на Плёс: набережную, деревья, домишки, – тут же понимаешь, почему возникла вся эта путаница с церквями. Тишина, умиротворение, тот самый «вечный покой», так вдохновлявший Левитана, – да это же и есть Плёс.
О том, как провести левитановский выходной в Плёсе, можно узнать из маршрута RUSSPASS.