Проблемой комфортной посадки полных пассажиров так, чтобы было удобно не только им самим, но и соседям, авиационные инженеры занимаются уже не один год. Самый просто вариант решения проблемы – установить в салоне более широкие кресла. Однако на такой вариант не всегда соглашались перевозчики, так как это снижало общее число посадочных мест в самолете, и соответственно, прибыль авиакомпании.
Молодой инженер европейского авиаконцерна Airbus Зюзана Хрнкова нашла решение проблемы – она предлагает ставить широкие кресла для полных рядом со стандартными сиденьями, которые, правда, придется немного уменьшить.
В настоящее время в самолетах Airbus моделей А319, А320 и А321 в ряду шесть кресел шириной 18 дюймов (45,72 см). Для сравнения – у американских конкурентов Boeing сиденья на дюйм меньше (43,18 см). Предложенная конструктором концепция, которую окрестили cabine familiale (семейный салон), предполагает установить в ряду кресла в 20 дюймов (50,8 см), а ширину четырех остальных кресел сократить до 17 дюймов. Кресла для полных будут находиться по обе стороны от прохода.
В Airbus заверяют, что при такой компоновке перевозчикам удастся избежать полного переоборудования салона. Не пострадает и стандартное количество мест. В итоге, например, на лайнерах Airbus А320 из 180 кресел в эконом-классе 45 будут увеличенного размера.
Проблема полных пассажиров, которые, к тому же, мешают и другим людям, сидящим рядом, уже давно волнует перевозчиков всего мира. Некоторые (например, Air France) решают этот вопрос при помощи различных предложений – возможностью купить соседнее место с 25%-ной скидкой. Однако таких людей не много, а число полных в мире увеличивается. В итоге, представители авиакомпаний (Ryanair) даже предлагали ввести специальный налог на толстых, или законодательно обязать их покупать два места в самолете (EUROMAG писал об этом).
«Мне кажется, что новые кресла от Airbus – очень правильная вещь и самый цивилизованный способ решения проблемы перевозки полных пассажиров», – сказал журналу EUROMAG главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Все остальные варианты (налог на толстых или покупка второго места) он назвал неэффективными.
«Вопрос даже не в том, что это дороже для человека, а в простой этике – как можно обязать клиента купить два кресла? Сказать – «вы толстый»? За такое можно и судебный иск получить», – пояснил эксперт.
Что же касается посадки человека в более широкое кресло, то Алексей Синицкий уверен, что с этим проблем будет меньше. «Мы уже давно получили возможность заранее выбирать себе особую еду. Также можно было бы сделать и с креслом. Ведь человек и сам прекрасно понимает, что в широком кресле ему будет удобно. Поэтому, даже если стюардесса к нему подойдет и скажет, что авиакомпания готова предложить ему более удобное место, ничего страшного в этом не будет», – уверен он.
Другое дело, что авиакомпании очень консервативны, поэтому эксперт не ждет быстрого внедрения новинки в самолетах. «Когда-нибудь, мы к этому придем, но не стоит ждать, что сейчас все кинутся менять кресла. Хотя с другой стороны, перевозчик может на этом и заработать: например, за дополнительную плату предлагать эти места всем желающим. Я уверен, что многие пассажиры, особенно при дальних перелетах, согласятся заплатить больше и получить больше комфорта», – сказал Алексей Синицкий.