Спустя всего три недели после того, как одна из двух российских бюджетных авиакомпаний – «Авианова» – прекратила полеты из-за долгов и акционерных скандалов, в РФ закрылся последний лоукост-перевозчик Sky Express.
В субботу авиакомпания, основанная в 2006 году, выполнила два последних собственных рейса – из Калининграда и Санкт-Петербурга в Москву – и стала подразделением «Авиалиний Кубани», где теперь сосредоточится на чартерных перевозках.
«Можно, конечно, сказать, что с уходом Sky Express низких авиационных тарифов в России больше нет, но я не исключаю, что в рамках каких-то маркетинговых программ подобные предложения будут появляться», – сказал журналу EUROMAG руководитель службы по связям с общественностью Sky Express Виталий Коренюгин. Напомним, Sky Express в свое время предлагал тарифы по 500 рублей, «Авианова» – по 250 рублей (без сборов и налогов), утверждая, что они конкурируют не с другими авиакомпаниями, а с автобусами и РЖД.
После объединения с «Кубанью» Sky Express закрыл и большинство собственных маршрутов – например, из Москвы в Геленджик, Мурманск, Пермь, Уфу, Оренбург, Тюмень, Калининград и т.д. «Акцент теперь будет сделан на чартерные перевозки туристов на зарубежные курорты, так как компоновка наших лайнеров (132 и 148 мест в Boeing 737 и 156 мест в Airbus A319) идеально подходит для таких рейсов», – пояснил Коренюгин.
В России же перевозчик сохранит всего четыре направления – из Москвы в Челябинск, Владикавказ и Краснодар, а также Сочи – Краснодар, впрочем они будут выполняться под кодом «Авиалиний Кубани». При этом, утверждает представитель Sky Express, их самолеты не будут перекрашены в «кубанские» цвета.
Появления нового российского дискаунтера в обозримом будущем Виталий Коренюгин не ждет. «В России ухудшаются условия для ведения авиабизнеса, поэтому в ближайшие годы дискаунтер в недрах России не вырастет, а инвестиционный климат не способствует приходу лоукостеров извне. Все нововведения, предлагаемые регулятором, отбрасывают российскую авиаотрасль к монополизму, что губительно для отрасли в целом и низкобюджетной модели авиаперевозчика в частности», – пояснил он.
Аналогичного мнения придерживается и главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. «Для создания любой авиакомпании нужны большие инвестиции, а для создания лоукостера нужны очень большие инвестиции. Две попытки создать в России бюджетного перевозчика, можно сказать, провалились. Поэтому не думаю, что кто-то в ближайшее время решится занять эту нишу. Хотя, конечно, ничего исключать нельзя», – пояснил он журналу EUROMAG.
При этом Синицкий считает, что если в России и будет предпринята попытка создания бюджетной авиакомпании, то, скорее всего, она будет создаваться не с нуля, а на базе какой-то существующей авиакомпании. И вряд ли, по его мнению, создавать отечественного лоукостера будут традиционные крупные перевозчики.
Кстати, буквально на прошлой неделе замгендиректора «Аэрофлота» Шамиль Курмашов заявил, что национальный перевозчик в ближайшей перспективе не планирует создавать бюджетное подразделение. «При существующей нормативно-правовой базе создание дискаунтера в России невозможно», – заявил топ-менеджер.
«Для создания низкобюджетной авиакомпании нужна более высокая конкуренция между поставщиками – топлива, бортового питания. Необходимы изменения ставок аэропортовых сборов, чтобы аэропорты могли для дискаунтеров снижать тарифы, да и процедуру таможенного оформления самолетов и запчастей надо ускорять. У дискаунтеров самолет не должен простаивать», – поясняет Алексей Синицкий.
В Европе авиакомпании системы лоукост вполне процветают. Так, например, недавно глава крупнейшего бюджетного перевозчика Европы Ryanair Майкл О’Лири заявил, что компания строит планы по удвоению числа пассажиров, для чего она существенно расширит свою маршрутную сеть и увеличит число самолетов. Сейчас компания ежегодно перевозит более 70 млн пассажиров.
В настоящее время лоукост-подразделение есть, например, у крупнейшей немецкой авиакомпании Lufthansa – авиакомпания Germanwings. Кстати, можно сказать, что это единственный из европейских бюджетных перевозчиков, который летает в Россию.
Недавно было объявлено о том, что бюджетного перевозчика Iberia Express создала крупнейшая авиакомпания Испании Iberia. А французская Air France основала базу в Марселе, куда перевела часть самолетов, которые будут работать по модели лоукост.
Ни Ryanair, ни easyJet, ни Wizzair в Россию в ближайшее время летать не будут, уверен Коренюгин. «Дискаунтеры выживают только в условиях рыночной экономики, минимального государственного вмешательства и развитой конкуренции в авиатранспортной сфере, чего Россия пока предложить не может», – пояснил он.
«Мне кажется, они и сами к этому [выходу на российский рынок] не стремятся», – добавляет Алексей Синицкий. «В Москву, например, из Германии лететь около четырех часов. Лоукостер за это время в Европе совершит два коротких рейса и перевезет, соответственно, в два раза больше пассажиров», – пояснил он.
Но при этом добавил, что теоретически, например, Ryanair со своей базы в Литве могла бы летать в Санкт-Петербург. «Однако мне кажется, что российские власти еще не готовы к приходу в Россию европейских дискаунтеров», – сказал эксперт.
- #easyJet
- #low-cost
- #Sky Express
- #авиакомпания
- #Авиакомпания Ryanair
- #авиакомпания Wizz Air
- #Авианова
- #бюджетный перевозчик
- #Россия
- #цены