Итоги следствия по Boeing 777

Совет безопасности Нидерландов завершил работу по факту крушения малайзийского самолета над Украиной, опубликовав итоговый доклад. Российский концерн «Алмаз-Антей» также представил итоги своего исследования. Несмотря на некоторые расхождения, итоги работы двух организаций во многом совпадают. Хотя главный вопрос остается открытым, большую часть картины теперь стороны видят одинаково.

Одним из самых обсуждаемых в экспертном сообществе событий последних дней стали публикации итогов работы Совета безопасности Нидерландов и российского концерна «Алмаз-Антей» по факту крушения малазийского самолета над Украиной летом 2014 года.

Самолет, согласно данным доклада СБ Нидерландов и представленной видеореконструкции, был сбит системой «Бук». Председатель Совета безопасности Нидерландов Тьиббе Йустра заявил, что самолет был сбит ракетой 9М38М1 из зенитного ракетного комплекса «Бук».

Это была «ракета того типа, которые установлены на системе «Бук» класса «земля-воздух», пояснил Йустра. По его словам, «рейс MH17 потерпел крушение в результате взрыва боеголовки снаружи самолета с левой стороны кабины пилота».

Он добавил, что ракета по лайнеру якобы была выпущена с востока Украины, не уточняя конкретный сектор. «Потребуется дополнительное экспертно-криминалистическое расследование для определения места пуска. Такое расследование находится вне компетенции Совета безопасности Нидерландов».

«Расследование выявило, что Украина не дала адекватной оценки риска для гражданской авиации», – отметил Йустра, пояснив, что небо над зоной конфликта Киев должен был закрыть еще до катастрофы.

В ходе расследования специалисты из Нидерландов смогли восстановить 20 м носовой части самолета. Повреждения реконструированной части малайзийского Boeing говорят о том, что удар пришелся в переднюю левую часть самолета.

Совет безопасности Нидерландов не намерен возобновлять расследование.

«Основываясь на результатах расследования, доклад не дает достаточного подтверждения, что ракета была выпущена из района (населенного пункта) Снежного», – приводит РИА «Новости» замечание российской стороны.

Тем временем, прокуратура Нидерландов выявила подозреваемых в причастности к крушению пассажирского самолета. По информации следствия, уголовное расследование продолжается и не будет завершено в этом году.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности и Заместитель Председателя Европейской Комиссии Федерика Могерини отметила, что доклад СБ Нидерландов серьезно продвинул следствие и прояснил картину катастрофы. «Те, кто потерял родных и близких, имеют право узнать обстоятельства, приведшие к трагедии 17 июля 2014 года. Совет Безопасности ООН определил проведение полного, тщательного и независимого международного расследования данного инцидента в качестве одной из ключевых задач».

«В докладе определена 320-километровая зона в восточной Украине, откуда была выпущена ракета. Таким образом, доклад подводит черту под пятнадцатимесячными рассуждениями о ряде важных обстоятельств крушения самолёта. Резолюция СБ ООН 2166 предусматривает, что лица, прямо или косвенно отвечающие за действия, приведшие к тому, что был сбит самолёт, выполнявший рейс MH17, должны быть привлечены к ответственности и предстать перед судом», - добавила Могерини.

«Европейский Союз вновь заявляет, что полностью поддерживает работу Объединённой следственной группы и предпринимаемые усилия по учреждению эффективного механизма уголовного преследования с тем, чтобы виновные в крушении рейса MH17 были установлены и привлечены к ответственности», - отметила она.

В Нидерландах расследованием занимались также и независимые специалисты. Профессиональный следователь и журналист Макс ван дер Верф накануне публикации доклада сообщил, что ожидает от него «обтекаемых, туманных формулировок».

«В качестве оправдания этого будет сказано, что поиском виновных занимается международная следственная группа (JIT), а в компетенцию экспертов Совета безопасности Голландии входит только установление общей картины происшествия. Вероятнее всего, расследование международной следственной группы официально затянется на многие годы, и настоящие виновники никогда не будут найдены», – предположил он.

«Эффективное расследование должно проходить по следующим правилам: составление списка лиц или групп, возможно, причастных к преступлению, сбор всех возможных доказательств, поиск мотивов, формирование выводов, – отмечал он. – В случае катастрофы малайзийского МН17 все эти правила были нарушены. С самого начала была исключена возможность ответственности Украины. Это абсурдно, учитывая тот факт, что военно-воздушные силы данной страны находились в полной боевой готовности 17 июля и имели на вооружении более 25 ракетных установок «Бук», – напомнил он.

«Единственное визуальное доказательство того, что ракета «Бук» была запущена с территории, подконтрольной ополченцам, – это фотография, загруженная анонимным пользователем «Твиттера» спустя три часа после катастрофы», – отмечает Макс ван дер Верф.

Тем временем, выводы СБ Нидерландов во многом совпадают с версией российского концерна «Алмаз-Антей». Однако российская исследовательская группа называла другой, более старый тип ракеты.

Концерн провел два натурных эксперимента: первый – 31 июля, второй – 7 октября, после того, как голландская комиссия отказалась принимать результаты первого эксперимента. Как отметили в «Алмаз-Антее», «стало абсолютно очевидно, что если «Боинг» был сбит ЗРК «Бук», то это могла быть только ракета 9М38, то есть более старая ракета, чем 9М38М1, которая не имеет поражающих элементов (специфической формы). Математическое моделирование концерна было абсолютно корректным», – заявил гендиректор концерна Ян Новиков.

«Подрыв ракеты произошел на расстоянии более 20 м от левого двигателя «Боинга». По любой версии, которую бы ни рассматривала комиссия, левый двигатель находился на расстоянии более 20 м от точки подрыва ракеты», – в свою очередь пояснил советник генерального конструктора Михаил Малышевский.

«Я не могу сейчас говорить о том, что указывает на причастность России, – отметил тем временем премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. – Что я действительно хотел бы сделать, так это обратиться к российским властям (с просьбой) уважать, а также заниматься координацией в полном объеме по докладу и расследованию, которое продолжают следователи».

Рютте отметил, что Россия сотрудничала с голландской комиссией в расследовании авиакатастрофы.

Пассажирский самолет «Малайзийских авиалиний» Boeing 777, следовавший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в Донецкой области. Все находившиеся на его борту 298 человек погибли. Большинство пассажиров – 193 человека – были подданными Нидерландов. Именно эта страна координирует действия Совместной следственной группы, занимающейся расследованием произошедшего.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?