Новым перевозчиком на маршрутах, по которым ранее летал итальянский бюджетный перевозчик Wind Jet, стала итальянская авиакомпания New Livingston Spa. Как минимум до окончания летнего сезона она будет возить пассажиров из Москвы и Санкт-Петербурга в Бергамо, Катанию, Верону, Римини, Пизу и Палермо.
Кроме того, New Livingston Spa также заменит Wind Jet и на рейсах из Италии в другие города Европы. В частности, например, из Римини авиакомпания полетит в Амстердам, Париж, Прагу, Бухарест, Киев, а также некоторые города Сицилии.
Впрочем, New Livingston Spa не считается правопреемником Wind Jet, соответственно не несет никакой ответственности за обязательства разорившейся авиакомпанией. Поэтому по билетам Wind Jet новая авиакомпания возить никого не будет.
Что же делать тем, кто купил билет на рейсы Wind Jet, сейчас решает специальная созданная правительством Италии комиссия. Скорее всего, Wind Jet все-таки будет поглощен национальным перевозчиком Alitalia, которая впоследствии предложит несостоявшимся пассажирам «привлекательные варианты».
А пока, как сообщает ANSA, персонал Wind Jet опубликовал в итальянских СМИ трогательное письмо, в котором заверил пассажиров: «Каждая минута вашего опоздания приносит нам огромную печаль».
За последние полгода Wind Jet стал далеко не первой европейской авиакомпанией, которая прекратила полеты, Так, например, в Испании обанкротился четвертый по величине перевозчик страны Spanair, в Чехии – Czech Connect Airlines, в Венгрии – национальный перевозчик Malev, а в Польше – бюджетная авиакомпания OLT Express. Поэтому многих пассажиров сейчас волнует вопрос – как можно обезопасить себя от перспективы вместо отдыха остаться в аэропорту, тем более что некоторые билеты сейчас покупаются еще за полгода до вылета.
«Мне кажется, что в большей безопасности находятся пассажиры перевозчиков, которые имеют господдержку. Или можно посоветовать им покупать билеты национальных перевозчиков. Представить себе, что обанкротится «Аэрофлот», Air France или Lufthansa практически невозможно», – рассказал EUROMAG замруководителя авиаотдела туроператора «Асент-Трэвел» Андрей Гугель.
«Можно, конечно, прежде чем покупать билет, залезть в Интернет и почитать новости о финансовом положении компании, но если вы не специалист, вам это ничего не даст», – добавил он.
Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий отчасти согласен с таким советом. «В качестве примера можно привести ту же Alitalia – уже долгое время финансовое положение этой компании вызывает вопросы, но благодаря господдержке перевозчик продолжает функционировать», – сказал он.
Тем не менее, история знает немало случаев и банкротств национальных перевозчиков. В Венгрии в этом году обанкротился Malev, история которого насчитывала 66 лет. В Бельгии в 2001 году остановила полеты национальная авиакомпании Sabena, которая работала с 1923 года (на ее основе впоследствии был создан Brussels Airlines). А, например, швейцарский перевозчик Swiss International Air Lines в 2002 году был создан на «обломках» обанкротившегося Swissair.
«Нынешние бюджетные европейские авиакомпании привели к тому, что практически все европейские маршруты традиционных перевозчиков стали убыточными, – говорит Алексей Синицкий. – Они получают прибыль только благодаря дальним направлениям. Поэтому гарантии, что вот этот перевозчик никогда не обанкротится, вам не даст никто».
Эксперт считает, что относительно спокойно себя могут чувствовать лишь организованные туристы, которые покупают билеты в пакете у туроператора. «В этом случае туркомпания несет ответственность за своих туристов, она обязана их доставить на место и вернуть назад. Но тут возникает другой вопрос – как получить гарантию, что не обанкротится туроператор?» – пояснил Синицкий журналу EUROMAG.
Заместитель генерального директора туроператора «Джет Трэвел» Максим Приставко считает, что первый признак, который должен насторожить туриста при выборе авиакомпании, – это низкие цены. «Всем известно, что финансово неустойчивые банки предлагают высокий процент, а у самых надежных швейцарских банков – очень низкие ставки. Тут наоборот – если перевозчик начинает сыпать спецпредложениями, снижать цены, повод задуматься», – сказал он EUROMAG.
«Как говорит Остап Бендер, уверенность может дать только страховой полис», – напомнил Андрей Гугель.
Но российские страховщики защищают туриста от невылета только из-за отказа в визе, по болезни или другим форс-мажорным обстоятельствам. Это стоит от 1,5 до 4% от цены турпакета.
Страховки пассажира от банкротства авиакомпании нет. «Теоретически это можно сделать, но практически – я не слышал ни одного подобного случая в России», – рассказал EUROMAG начальник управления страхования ответственности компании «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин.
Чтобы предлагать подобный вид страховки, андеррайтер должен просчитать риски под каждую конкретную авиакомпанию. Соответственно, цена подобной страховки будет не низкой.
«В России была попытка обязать перевозчиков создать некий фонд, по аналогии с туроператорами, из которого пассажирам бы возмещались затраты в случае банкротства авиакомпании. Но документ еще обсуждается в Госдуме. Другая проблема, он практически не будет касаться иностранных перевозчиков», – пояснил Дмитрий Мелехин.
Поэтому, заключают эксперты, человек, который покупает дешевые билеты, должен сразу учитывать, что «что-то может произойти».