Мне бы в небо: интервью с пилотом

Журнал EUROMAG пообщался со старшим пилотом-инструктором Airbus A320 авиакомпании S7 Airlines Андреем Мабо и узнал, что необходимо для того, чтобы стать пилотом, как проходит подготовка перед полетом и выключают ли телефон сами летчики.

- Андрей, когда и как вы поняли, что хотите стать пилотом?

- В раннем детстве я посмотрел на своего дедушку-пилота, который работал во Внуково. Он сначала был летчиком-бомбардировщиком, потом перешел в гражданскую авиацию.

Мой отец – конструктор в аэрокосмической отрасли – тоже в какой-то степени сыграл роль в выборе. Так что годам к 7 у меня сформировалось точное представление о своей будущей профессии. Впоследствии я в 14 лет поступил в Ейскую летную спецшколу, затем было Балашовское военное училище, служба в ВВС России, ну а потом, 10 лет назад, пришел работать в S7 Airlines.

Вообще династийность в нашей профессии действительно присутствует. Очень часто пилоты приходят из авиационных семей. Чтобы стать пилотом нужно все-таки определенное состояние души. Случайных людей среди нас нет, если такие и попадают – то в течение года они уходят. Это слишком тяжелая работа, ее нужно по-настоящему любить.

- А что это за состояние души?

- Летчики его сравнивают с детской болезнью – если один раз заболел, то навсегда (смеется). Это любовь к небу, самолетам, образу жизни в целом.

Лично я, приходя на работу, ловлю себя на мысли, что действительно получаю огромное удовольствие от нее.

- Какие требования предъявляются к пилотам?

- В первую очередь это, конечно, состояние здоровья. Любой молодой человек, приходя в летное училище, проходит первым делом довольно серьезную медкомиссию и психологическое обследование.

Также летное училище при приеме предъявляет серьезные требования к общим предметам. Ну и определенные стремления тоже необходимы.

- Расскажите, каковы действия выпускника летного училища?

- После окончания обучения он приходит в авиакомпанию и проходит переподготовку на самолетах данной авиакомпании. В S7 это занимает порядка полугода. В подготовку входит теоретическая часть, тренажеры, наземная работа с инструкторами, стажерские полеты и экзамен.

После этого он уже выходит как рабочий второй пилот. В нашей авиакомпании пилот сразу садится за Airbus 319 и 320, после 500 часов полетов, это примерно 8-9 месяцев, он проходит подготовку пилотирования Airbus 321 – это более сложная и тяжелая машина.

- Как часто вы летаете?

- Рядовой пилот обычно летает примерно пять дней в неделю. Лично я делаю около 3-4 рейсов, так как я еще преподаю в учебном центре авиакомпании. Нормой для пилотов является 80 летных часов в месяц, 800 в год. Максимально – 90 часов в месяц.

- Есть ли у вас разделения на международные и внутренние рейсы?

- Да, конечно. Когда пилот приходить работать в авиакомпанию, он летает на внутренних рейсах. После успешных полетов с инструкторами и прохождения квалификационных проверок он проходит спецподготовку и получает допуск к международным полетам.

- Как составляется расписание полетов? Вы можете вносить пожелания?

- Есть специальный отдел по планированию экипажа, составляющий расписание. Конечно, пилоты могут оставлять свои пожелания по рейсам. То есть конечно не так, что куда хочу, туда и лечу. Но если есть причина для полета в определенное место, то отдел это учтет. Например, если семья летит в отпуск, на море, и пилот сам хочет выполнить этот рейс, так почему нет? 

В большинстве случаев эти заявки учитываются. Также у летчиков есть возможность заранее заказать себе выходные. У нас есть специальная программа, в которой мы за месяц можем отправить заявку на определенные даты.

Такая же ситуация с отпусками. Пилоты оставляют свои пожелания по отпускам в той же программе. У нас 70 суток отпуска в год, из которых 50 мы можем выбрать в предпочитаемые даты. А 20 суток авиакомпания предоставляет по мере необходимости летного состава: то есть зимой загруженность ниже - поэтому отпуск дадут с большей охотой.

Отпуск планируется обычно в сентябре-октябре на будущий календарный год. На самом деле это очень удобно, например, я свой июньский отпуск спланировал еще в январе, когда все было намного дешевле.  

- Есть ли у пилотов преференции в покупке билетов?

- Да, у нас есть корпоративные билеты с льготной ценой. Раз в год я могу взять билеты для себя, жены и детей с гарантированным местом. Также я, моя семья, мои родители и родители жены могут взять билеты без гарантии места, то есть по наличию свободных мест. Если есть свободные места – их возьмут на рейс. Стоимость таких билетов, конечно, значительно ниже обычных.

- Остаетесь ли вы в других городах или сразу летите обратно?

- Есть так называемые эстафетные рейсы, когда пилоты выполняют рейс и остаются отдыхать в городе до следующего рейса, обычно это от одних до трех суток. У нас это рейсы в Братск, Улан-Удэ и Аликанте. Но большее число разворотных рейсов - когда мы прилетаем в город и через 40-50 минут летим обратно. 

- Чем обычно занимаетесь в свободное время при эстафетных?

- В Аликанте, например, отличные пляжи, даже зимой там можно приятно провести время под солнцем. Красивый город, можно погулять. Когда у меня только родились дети, я больше любил поспать (улыбается).

- Наверное, среди пилотов идет борьба за эстафетные рейсы..

- Нет, все регулярно туда летают, никаких любимчиков, которые делают это чаще остальных, нет.

- Разрешено ли пилотам знакомиться на работе?

- Нам обычно все-таки немного не до этого, но правил запрещающих знакомства нет.

- Завязывались ли у вас романы со стюардессами или пассажирами?

- Лично у меня – нет. Но у нас много семей образовывается «на борту». И это не запрещено. 

- Как вообще люди реагируют, когда узнают, что вы пилот?

- Обычно задают один и тот же дурацкий вопрос: а тебе не страшно летать? Ну, конечно, у многих моя профессия вызывает интерес. Как-то произошел забавный случай, когда дочка была в третьем классе. В школе у них было задание описать профессию своих родителей. На это дочка сказала: «Мой папа герой. Он летает в небе, он герой!» Да, кстати, она тоже хочет стать пилотом.

- Ничего себе! А много ли пилотов-женщин сейчас?

- В нашей компании их нет, но я знаю, что женщины летают в других авиакомпаниях. Так что это не исключительно мужская профессия.

- Что едят пилоты во время рейса?

- У нас отдельное питание, по качеству оно более насыщенное, чем в экономе, но не такое, как в бизнесе. Есть определенные требования по калорийности. Конечно, все зависит от аэропорта и его цеха, который предоставляет еду.

- Необходима ли вам виза для полетов?

- По закону мы имеем право 72 часа находиться в странах Шенгенского соглашения без визы. То есть в Аликанте мы летаем без виз. В остальном это зависит от требований страны. Все разворотные рейсы осуществляем без виз.

- Какие процедуры и проверки вы проходите перед полетом?

- Это досмотр, как и у всех пассажиров, медконтроль, обязательно перед каждым полетом, далее брифинг и процедура подготовки перед полетом. Мы получаем летную документацию, план полета, метеосводку, НОТАМ – последние изменения в аэродромах и трассах. После изучения и анализа информации пилоты уже идут готовить самолет к взлету. Обычно на подготовку уходит час, если рейс внутренний, и полтора - если международный.

- Повлияла ли катастрофа с Germanwings на работу пилотов в России? Изменились ли правила безопасности и проверки на психическое состояние?

- Ситуация, которая сложилась в том рейсе, у нас уже много лет невозможна, так как действуют строгие правила, регламентирующие выход летчика из кабины. В этом случае в кабину обязательно входит бортпроводник.

Кроме того, наша организационная структура построена так, что на 5-7 капитанов и 7-10 пилотов приходится пилот-инструктор. Три такие группы возглавляет старший пилот-инструктор. Пять таких летных ячеек по три группы составляют летный отряд. Поэтому всегда есть инструктор, который получает ежедневные отчеты о качестве выполнения полетов, знает о работе и состоянии каждого пилота.  .  

- Развейте, наконец, подозрения многих: выключаете ли вы телефон во время полета?

- Мы иногда сталкиваемся с проблемой помех в эфире во время полета именно из-за того, что телефон начинает искать сеть. Поэтому мы в кабине выключаем телефон всегда. Я обычно ставлю авиарежим.

- Как вы справляетесь с джетлагом и перегрузками? Можете дать советы, как улучшить свое самочувствие во время полета?

- Для нас это, конечно, не столь актуально, так как подавляющее число наших рейсов разворотные. Обычно мы продолжаем жить по московскому времени. Чтобы улучшить самочувствие во время полета, я обычно пью зеленый чай или кофе. Кто-то делает себе точечный массаж.

- До какого возраста можно летать? Какие есть варианты после того, как вы не захотите или не сможете летать?

- Это зависит от страны и авиакомпании. В нашей - капитанам можно летать до 65 лет. Конечно, после этого пилот может продолжить работу в наземных службах авиакомпании.

- Есть ли у вас какие-то профессиональные приметы или суеверия? Что-то вроде не мыть голову перед полетом.

- Ну например, пилоты никогда не пришивают пуговицы перед рейсом. Если увидите пилота без пуговицы, значит она у него оторвалась перед полетом.

- Почему часто пилоты так неразборчиво говорят в микрофон?

- Многие смущаются говорить в микрофон. Иногда просто пилот торопится. Ну, и не все пилоты обладают идеальной дикцией (смеется). Это ни в коем случае не пренебрежение - все понимают, что чем увереннее поговорил пилот, тем комфортнее будет пассажирам. 

Был один случай с моим знакомым пилотом-армянином. Он должен был лететь в Ереван, и какая-то бабушка уже в самолете перед взлетом вдруг передумала лететь, сказав, что ей плохо. Ей предложили выйти из самолета, на что она сказала, что ей лучше. Затем снова передумала. Все это продолжалось минут 20. В конце концов, пилот на армянском по громкой связи сказал ей: «Бабуль, определись, летим или нет». На что она ответила: «А, в кабине армянин, тогда все нормально, полетели».

- Есть ли желание полететь куда-то в отпуск или устаете от перелетов?

- Я всегда летаю с удовольствием. В отпуск обычно летаю раз в год с семьей в Черногорию, а один раз в год в какой-нибудь санаторий в Кисловодске. 


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?