Европейская комиссия намерена провести реформу в сфере прав авиапассажиров. По результатам проверки в марте 2013 года, права пассажиров задержанных или отмененных рейсов были более или менее соблюдены, по крайней мере на бумаге.
На деле положенное возмещение получает лишь малая часть всех пострадавших от сбоев в работе авиакомпании. Более чем каждый пятый авиапассажир никогда не получает ответ на свою жалобу.
«В других случаях авиаперевозчики занимают выжидательную позицию и намеренно затягивают процесс в надежде, что пассажир в конце концов сдастся и откажется от дальнейших разбирательств с руководством», - говорит адвокат Рольф Мец, специализирующийся на правах путешествующих.
В одной только Швейцарии 380 000 пассажиров в год могут рассчитывать на возмещение ущерба в среднем в размере 480 франков (390 евро), а это 180 млн (148 млн евро). В случае, если дело дошло до суда, выплата может достигать 20 000 франков (16 340 евро). Однако редки случаи, когда пассажир идет до конца.
Европейская комиссия по результатам проверки последних отчетов предоставила в парламент целую серию реформ, сообщает Le Matin.
Сейчас, если задержка рейса превышает 3 часа, пассажиры имеют право на выплату компенсации в размере 250, 400 и 600 евро в зависимости от дальности следования.
Европейская комиссия предложила исключить из системы выплат рейсы в 3500 км, имеющие менее пяти часов задержки, рейсы в 3000-6000 км с менее чем 9-часовой задержкой и рейсы в более чем 6000 км с задержкой меньше 12 часов. Таким образом, пассажирам рейса Женева-Нью-Йорк, покрывающего дистанцию в 6220 км и задержанного на 11 часов 55 минут, не выплатят ни цента компенсации морального ущерба.
Пассажиры могут требовать компенсации в размере 250, 400 и 600 евро, если их рейс был снят с расписания менее чем за две недели до намеченной отправки. Если же рейс отменен или задерживается более чем на пять часов, пассажир также вправе требовать возврата средств или билета на другой рейс. Компания обязана в течение 12 часов найти для пассажира место в самолете, даже если это самолет компании-конкурента.
Что касается пассажиров, уже поднявшихся на борт самолета, Комиссия уточняет, что они не могут покидать салон, если рейс задержан на менее чем пять часов. Взамен экипаж обязан обеспечить ожидающих питьевой водой, доступом в туалет, а также поддерживать оптимальную температуру воздуха в салоне.
Компании обязаны также составить точный список особых обстоятельств, исключающих выплату компенсаций. Природные катастрофы, теракт или забастовка уже входят в подобный список авиакомпаний. К ним можно добавить технические неполадки.
Помимо выплаты компенсации, авиаперевозчик может предложить пассажирам, предъявившим жалобу, другое решение вопроса. По мнению Европейской Федерации Путешественников, для компаний, располагающей всеми данными, это будет даже слишком легко, в отличие от пассажира, который не может знать, интересно ли данное предложение или нет.
Вскоре у путешествующих будет право на напитки, еду, два телефонных звонка и, в крайнем случае, на ночь в отеле в случае задержки рейса на более чем два часа. На сегодняшний день подобное правило действует лишь на рейсах дальнего следования с задержкой в 3-4 часа.
Компании должны будут размещать на своих сайтах бланки претензий и соблюдать установленные временные рамки на реагирование по каждой жалобе. У пассажиров будет в распоряжении три месяца, чтобы отправить жалобу руководству авиаперевозчика. Компании в свою очередь в течение недели обязаны будут сообщить пассажиру о том, что его жалоба получена, и в течение двух месяцев дать по ней ответ.
В случае природной катастрофы или возникновения народных волнений в стране, куда направляется пассажир, он вправе аннулировать бронь на рейс без потери денежных средств. Если обратный рейс попадает в подобные ситуации, руководство компании обязано проплатить трехдневное пребывание пассажира на месте стоянки самолета.
Пассажиру также возместят ущерб, если предложенное для пребывание место не соответствует минимальным требованиям комфорта (например, слишком шумно в отеле). На компенсации могут также рассчитывать пассажиры, чей отдых был сорван по причине, связанной с перелетом.