Эксперты лидера рынка делового туризма ГК «Аэроклуб» проанализировали бронирования ж/д и авиабилетов и выяснили, как менялись цены и спрос на авиаперевозки в связи с появлением скоростных поездов на ряде российских и международных направлений.>
Исследование показало, что Москва – Санкт-Петербург – самый популярный маршрут среди бизнес-туристов, при этом в 2016 году разрыв между спросом на авиа- и ж/д билеты по этому направлению оказался наиболее существенным за последние пять лет в пользу поездов.
«С появлением скоростных поездов многие бизнес-туристы стали выбирать именно этот вид транспорта для поездок в командировки. Особенно заметен тренд при анализе деловых поездок из Москвы в Санкт-Петербург или Нижний Новгород. Например, до запуска Сапсана в 2009 году 41% командировок из столицы в Петербург приходилось на ж/д транспорт, тогда как в 2016 показатель равен уже 64%,» – комментирует генеральный директор ГК «Аэроклуб» Денис Матюхин.
Аналитики отмечают, что на маршруте Москва – Нижний-Новгород, по которому курсирует скоростной поезд «Стриж», наблюдается аналогичная тенденция – лишь 29% перевозок приходится на авиатранспорт. Стоит отметить, что до 2015 года, когда «Стриж» заменил «Сапсан», спрос на железнодорожный транспорт по этому маршруту среди бизнес-туристов был значительно ниже.
Бизнес-туристы также охотно пересаживаются на скоростные поезда, следующие по международным направлениям. С появлением поезда «Аллегро» в 2010 году доля ж/д перевозок из Санкт-Петербурга в Хельсинки выросла до 63% в 2011 году, тогда как годом ранее она составляла всего 27%. Стоит отметить, что стоимость билетов на поезд «Аллегро» уже несколько лет остается на уровне 4 тысяч рублей, тогда как цены на авиабилеты на текущий момент как минимум вдвое выше.
Разрыв между ценами на авиабилеты и скоростные поезда по российским направлениям также весьма существенен, в особенности для бизнес-туристов, которые часто летают бизнес-классом и в основном бронируют билеты в последний момент.
Например, средний чек перелета из Москвы в Санкт-Петербург в 2016 составляет 9 150 рублей. Проделать этот же путь на «Сапсане» обходится в среднем в 4 700 рублей в один конец, при этом путешествовать обычным поездом ненамного дешевле – разница в цене составляет 700 рублей. В Нижний Новгород из Москвы бизнес-туристы летают в среднем за 5 500 рублей, тогда как быстрый поезд доставит до пункта назначения всего за 2 000 рублей. Интересно, что стоимость поездки по аналогичному маршруту обычным поездом может достигать 3 300 рублей.
«Пока Россия не может похвастаться разветвленной сетью скоростных поездов, хотя на тех маршрутах, где такие поезда все же присутствуют, наблюдается очень высокий потребительский интерес. В кризис компании стали как никогда чувствительны к ценам, и комфортные скоростные поезда становятся выгодной альтернативой самолетам для корпораций, регулярно отправляющих сотрудников в командировки. Более того, мы заметили, что на тех направлениях, где работают скоростные поезда, рост цен на авиабилеты весьма сдержан и не достигает 20% за последние три года», – резюмирует Денис Матюхин.